Разработка предложения по объединению вычислительных сетей ВУЗов в интрасеть

Вопрос о том, что дает использование сетей, естественным образом порождает другие вопросы: в каких случаях развертывание вычислительных сетей предпочтительнее использования автономных компьютеров или многомашинных систем? Какие новые возможности появляются с появлением там вычислительной сети? И, наконец, всегда ли нужна сеть?

Если не вдаваться в частности, то конечной целью использования компьютерных сетей является повышение эффективности учебного процесса. Действительно, если благодаря компьютеризации снизились затраты на улучшение или приобретение учебно-материальной базы, сократились сроки разработки учебных планов и так далее - это означает, что действительно нужна была сеть.

Очевидное и важное достоинство таких систем - это их принципиально более высокая отказоустойчивость. Под отказоустойчивостью понимается способность системы выполнять свои функции (может быть, не в полном объеме) при отказах отдельных элементов аппаратуры и неполной доступности данных. Основой повышенной отказоустойчивости распределенных систем является избыточность. Избыточность обрабатывающих узлов (процессоров в многопроцессорных системах или компьютеров в сетях) позволяет при отказе одного узла переназначать приписанные ему задачи на другие узлы. С этой целью в распределенной системе могут быть предусмотрены процедуры динамической или статической реконфигурации. В вычислительных сетях некоторые наборы данных могут дублироваться на внешних запоминающих устройствах нескольких компьютеров сети, так что при отказе одного их них данные остаются доступными.

Использование территориально распределенных вычислительных систем больше соответствует распределенному характеру прикладных задач в некоторых предметных областях, таких как автоматизация технологических процессов, банковская деятельность и т.п. Во всех этих случаях имеются рассредоточенные по некоторой территории отдельные потребители информации - сотрудники, организации или технологические установки. Эти потребители автономно решают свои задачи, поэтому рациональнее предоставлять им собственные вычислительные средства, но в то же время, поскольку решаемые ими задачи логически тесно взаимосвязаны, их вычислительные средства должны быть объединены в единую систему. Адекватным решением в такой ситуации является использование вычислительной сети.

Для пользователя распределенные системы дают еще, кроме выше названных, и такие преимущества, как возможность совместного использования данных и устройств. Подобное разделение дорогостоящих периферийных устройств, таких как дисковые массивы большой емкости, цветные принтеры, графопостроители, модемы, оптические диски, во многих случаях является основной причиной развертывания сети. Пользователь современной вычислительной сети работает за своим компьютером, часто не отдавая себе отчета в том, что при этом он пользуется данными другого мощного компьютера, находящегося за сотни километров от него. Он отправляет электронную почту через модем, подключенный к коммуникационному серверу, общему для нескольких локальных вычислительных сетей его ВУЗа. У пользователя создается иллюзия, что эти ресурсы подключены непосредственно к его компьютеру или же «почти» подключены, так как для их использования нужны незначительные дополнительные действия по сравнению с использованием действительно собственных ресурсов.

Наличие сети приводит к совершенствованию коммуникаций между сотрудниками ВУЗов, а также его слушателями. Сети снижают потребность в других формах передачи информации, таких как телефон или обычная почта. Зачастую именно возможность организации электронной почты является одной из причин развертывания вычислительной сети. Все большее распространение получают новые технологии, позволяющие передавать по сетевым каналам связи не только компьютерные данные, но голосовую и видеоинформацию. Сеть, которая интегрирует данные и мультимедийную информацию, может использоваться для организации аудио- и видеоконференций, кроме того, на ее основе может быть создана собственная внутренняя телефонная сеть.

Конечно, вычислительным сетям присущи и свои проблемы. Эти проблемы в основном связаны с организацией эффективного взаимодействия отдельных частей распределенной системы.

Во-первых, это сложности, связанные с программным обеспечением - операционными системами и приложениями. Программирование для распределенных систем принципиально отличается от программирования для централизованных систем. Так, сетевая операционная система, выполняя в общем случае все функции по управлению локальными ресурсами компьютера, сверх того решает многочисленные задачи по предоставлению сетевых сервисов. Разработка сетевых приложений осложняется из-за необходимости организовать совместную работу их частей, выполняющихся на разных машинах. Много забот доставляет обеспечение совместимости программного обеспечения, устанавливаемого в узлах сети.

Во-вторых, много проблем связано с транспортировкой сообщений по каналам связи между компьютерами. Основные задачи здесь - обеспечение надежности (чтобы передаваемые данные не терялись и не искажались) и производительности (чтобы обмен данными происходил с приемлемыми задержками). В структуре общих затрат на вычислительную сеть расходы на решение «транспортных вопросов» составляют существенную часть, в то время как в централизованных системах эти проблемы полностью отсутствуют.

В-третьих, это вопросы, связанные с обеспечением безопасности, которые гораздо сложнее решаются в вычислительной сети, чем в автономно работающем компьютере.

Так же необходимо сказать о едином информационно-образовательном пространстве. Оно является коммуникативной информационно-образовательной средой на уровне конкретного учреждения образования. В ней циркулируют встречные вертикальные потоки информации, имеющие значение с точки зрения образовательного процесса (взаимодействие с родителями, выпускниками, общественностью, управленческими структурами и ведомствами, университетами, библиотеками, архивами и другого рода информационными и обучающими центрами), до периферии к конечным пользователям - участникам образовательного процесса (администрации, преподавателям, библиотекарям, учащимся) и обратно; а также горизонтальные, по которым информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса осуществляется в пределах собственного учебного заведения.

Три составляющие лежат в основе структуры единого информационно-образовательного пространства:

. "Неэлектронное" информационное образовательное пространство: Библиотека, Читальный зал, Учебные кабинеты, Лаборантские, Учебное телевидение, Студия видеозаписи, Радиостудия, Издательство ВУЗа, Компьютерный зал, Кабинет психолога, Помещения для кружковой и факультативной работы, Бассейн, Спортивные залы, др.

. Интранет: наличие внутренней локальной сети, охватывающей все помещения; помогает решать следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений, разбросанных по всему зданию школы, актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, библиотекой, др. и при этом - защиты данных; обеспечение доступа всем сотрудникам и слушателям ВУЗа, а в ряде случаев - и родителям, к различным базам данных (БД). Выстраивается с помощью административного и учебно-методического блока модулей, позволяющих решать задачи эффективного управления ВУЗом.

. Интернет: предоставление бесплатного доступа по модему из дома сотрудников, слушателей и родителей данного ВВУЗа к информации, размещенной в Интранете; возможность скоростного и защищенного подключения к Интернет через firewall, proxy, cache-серверы всех включенных во внутреннюю локальную сеть ВУЗа кабинетов и других помещений через веб-сервер, который позволяет вести поиск, анализ и накопление ссылок на веб-ресурсы для различных групп пользователей из числа участников педагогического процесса.

Можно приводить еще много «за» и «против» использования сетей, но главным доказательством эффективности является бесспорный факт их повсеместного распространения. Некоторые большие организации и предприятия обзаводятся частными глобальными сетями, объединяющими их филиалы, удаленные на тысячи километров. В каждом конкретном случае для создания сети были свои резоны, но верно и общее утверждение: что-то в этих сетях все-таки есть.

    Еще статьи по теме

    Проект реконструкции АТС-354 города Екатеринбурга
    С каждым годом пользователи услуг связи становятся все более требовательными к их качеству и количеству. Привлекают персолизированные услуги, соответствующие не только деловым запросам пользователей, их потребностям в инфор ...

    Разработка печатного узла электронной схемы усилителя
    Проектирование современной радиоэлектронной аппаратуры невозможно без применения средств автоматизированного проектирования. Для проектирования узлов печатных плат (ПП) широкое распространение получила система Р-CAD, д ...

    Главное меню

    © 2018 / www.techsolid.ru